ИЗБРАННЫЕ ВОПРОСЫ ФИЗИКИ И МАТЕМАТИКИ

Автор: доктор физико-математических наук, профессор

С.П.Кузнецов

Лекция 1. Формула Кардано и ее история.

Формула, дающая корень уравнения x3+px+q=0:

.

Лекция 2. Треугольник Паскаля

Коэффициенты разложения (1+x)n=a+bx+cx2+…+dxn для n=0, 1, 2,… даются последовательными строками треугольной таблицы, в которой каждый новый элемент получается как сумма двух стоящих над ним элементов предыдущей строки.

1
1 1
1 2 1
1 3 3 1
1 4 6 4 1
1 5 10 10 5 1
1 6 15 20 15 6 1
1 7 21 35 35 21 7 1
.....................

Треугольник Паскаля

Доска Гальтона

Лекция 3. Хаос и удвоения периода.

Рассмотрим последовательность x0, x1, x2, …, получаемую по правилу: xn+1=A-xn2, где A – постоянное число (параметр). При A<0,75 она сходится к неподвижной точке; в интервале от 0,75 до 1,25 – к циклу периода 2; от 1,25 до 1,368 – к циклу периода 4, затем имеются уменьшающиеся интервалы, где возникают циклы периода 8, 16, 32,… При переходе через A=1,401155189… возникает сложная динамика:

существует множество значений параметра, для которых реализуется хаос и множество, для которого имеет место периодическое поведение. Аналогичный сценарий перехода к хаосу наблюдается в системах разной физической природы (нелинейный маятник с затуханием под периодическим воздействием, конвекция в слое жидкости и др.)

Лекция 4. Математический маятник.

Подвесьте грузик на нитку и качните его. Это маятник – один из самых простых и глубоких объектов исследования в физике, математике, теории колебаний.

Лекция 5. История освоения космоса.

1957 г. – запуск в СССР первого спутника, 1959 г. – первая фотография обратной стороны Луны, 1961 г. – первый полет человека – Ю.А.Гагарина в космос. Первый полет на Луну – Н.Армстронг и Дж.Олдрин. Космические корабли СССР-России: Восток, Восход, Союз, Буран, и США: Меркурий, Джемини, Аполло, Спейс-Шаттл. Орбитальные станции “Салют”, “Скайлэб”, “Мир”, МКС.

Лекция 6. Что такое турбулентность?

Медленное течение вязкой жидкости ламинарное, быстрое, бурлящее течение в ручье – турбулентное. Что известно о причинах возникновения турбулентности, какие подходы разработаны и применяются для ее исследования?

Лекция 7. Многомерная геометрия

В школе изучают планиметрию – геометрию на плоскости и стереометрию – геометрию в пространстве. Вообразим себе мир, в котором кроме длины, ширины и высоты есть еще одно измерение. Это четырехмерный мир – математическая абстракция, но обладающая особой наглядностью и красотой.

Развертка четырехмерного куба

Каркас четырехмерного куба: “вид сверху”

Лекция 8. Броуновское движение

Представим себе частицу, которая движется, скажем, на плоскости, совершая маленькие шаги один за другим в направлении, выбранном случайным образом. Это модель броуновского движения – движения частицы под действием хаотических толчков молекул окружающей среды.

Лекция 9. Замечательные последовательности

Арифметическая прогрессия: 4, 7, 10, 13, 16, …

Геометрическая прогрессия: 2, 6, 18, 54, 162, …

Числа Фибоначчи: 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34,…

“Треугольные числа”

Лекция 10. Цепные дроби и календарь.

“Золотое среднее”

Год=365,242196 суток=

Лекция 11. Бинарные последовательности.

Периодическая последовательность: 011011011011011011…

Случайная последовательность: 01100010111010

Непериодическая, но регулярная последовательность Морса-Туэ: последовательность сумм цифр последовательных двоичных чисел: четное 0, нечетное 1: 0110100110010110… Правило: начните с 0 и делайте раз за разом подстановку 0¬ 01, 1¬ 10. Результатом будет МТ-последовательность!

Последовательность кроликов (подстановка 0¬ 1, 1¬ 10): 10110101…

Лекция 12. Фракталы.

Фракталы – это образования в природе (береговые линии, горные массивы, вихри вихревая структура турбулентной жидкости) или геометрические объекты в математике, которые демонстрируют точное или приближенное подобие своих частей целому.

Снежинка Коха

Салфетка Серпиньского

Множество Мандельброта

Лекция 13. Теория катастроф

Пусть мы имеем возможность управлять состоянием какой-то системы, изменяя один, два или более параметров. Пример – изображенная на рисунке “качалка”, в которой управляющие параметры – координаты грузика, показанного красным кружком.

При выходе из желтой области происходит “катастрофа” - скачкообразное изменение состояния. Теория катастроф – математическая дисциплина, которая коллекционирует, описывает, анализирует и классифицирует такого рода переходы. С математической точки зрения, это далеко идущее обобщение исследования на максимум и минимум для функций, зависящих от нескольких переменных и параметров.

Лекция 14. Петр Капица

Выдающийся советский физик Петр Леонидович Капица (1894-1984). Лауреат Нобелевской премии за экспериментальные работы в области физики низких температур (1978). Создатель Института физпроблем. Один из главных организаторов МФТИ. Автор знаменитых "Задач Капицы".

Лекция 15. Лев Ландау

Выдающийся советский физик Лев Давидович Ландау (1908-1968). Лауреат Нобелевской премии за работы в области квантовой теории конденсированных сред (1962). Автор многотомного Курса теоретической физики (с Е.М.Лифшицем). Создатель научной школы теоретической физики. "Теорминимум Ландау".

Лекция 16. Ричард Фейнман

Выдающийся американский физик Ричард Фейнман (1928-1986). Лауреат Нобелевской премии за работы в области квантовой электродинамики (1965). Один из интереснейших персонажей в физике ХХ века. Автор популярнейшего курса “Фейнмановские лекции по физике”. Автор книги "Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман!" (Surely, You're Joking, Mr. Feynman!).

Лекция 17. Связанные маятники.

Изготовьте два маятника, связанные пружиной и понаблюдайте за их колебаниями. Две колебательные моды: навстречу – период меньше, в одну сторону – период больше. Биения: толкните один маятник, когда второй в покое и посмотрите, что будет. Энергия периодически перекачивается от одного к другому и обратно!

Лекция 18. Геометрическое представление движений: фазовое пространство

Рассмотрим систему, состояние которой задается N переменными, и представим изменение состояния во времени как движение изображающей точки по соответствующей траектории в N-мерном пространстве. Установившиеся режимы периодических колебаний изображаются замкнутыми орбитами – предельными циклами, квазипериодические колебания – торами, хаос – ? Странными аттракторами!

Предельный цикл

Тор

Странный аттрактор

Лекция 19. Теория вероятностей.

Задача. Сколько рыбы в пруду? В первый раз выловили 50 рыб, всех пометили и отпустили. Во второй раз выловили 50 рыб, и из них оказалось 10 меченых. Оцените количество рыб в пруду.

Возьмите произвольный русский текст и выберите наугад одну букву. Какова вероятность, что это будет заданная буква, скажем, А, Б, В?

Частотная таблица для русского текста

А - 62

Б - 14

В - 38

Г - 13

Д - 25

Е - 72

Ж - 7

З - 16

И - 62

К - 10

Л - 28

М - 26

Н - 53

О - 90

П - 23

Р - 40

С - 45

Т - 53

У - 21

Ф - 2

Х - 9

Ц - 4

Ч - 12

Ш - 6

Щ - 3

Ь,Ъ 14

Ы - 16

Э - 3

Ю - 6

Я - 18

пробел

- 175

Как применить частотную таблицу для расшифровки шифра, где каждая буква закодирована одним определенным символом?

Азбуку Морзе придумывали для английского языка. Удачна ли она для русского?
(Напомним: Е это “.”, О это “– – –” …)

Лекция 20. Парадоксы теории вероятностей.

Ошибка д'Аламбера. Бросают две монеты. Какова вероятность, что орел выпадет хотя бы один раз? (“Решение”: варианты – орел-орел, орел-решка, решка-решка, поэтому вероятность 2/3. Где ошибка? Правильный ответ 3/4.)

Парадокс? В семье двое детей, один из них мальчик. Какова вероятность, что оба мальчики? (1/3). В семье двое детей, один из них мальчик, он один в соседней комнате. Какова вероятность, что оба мальчики? (1/2).

Профессор: Какова вероятность того, что, посмотрев в окно, вы увидите динозавра?
Студент: Одна вторая.
Профессор: ???!!!
Студент: Ну да, поскольку есть две возможности: либо увижу, либо нет!

Окно в науку.
Саратовская группа теоретической
нелинейной динамики