ИЗБРАННЫЕ ВОПРОСЫ ФИЗИКИ И МАТЕМАТИКИ
Автор: доктор физико-математических наук, профессор
С.П.Кузнецов
Лекция 1. Формула Кардано и ее история.
Формула, дающая корень уравнения x3+px+q=0:. |
Лекция 2. Треугольник Паскаля
Коэффициенты разложения (1+x)n=a+bx+cx2+…+dxn для n=0, 1, 2,… даются последовательными строками треугольной таблицы, в которой каждый новый элемент получается как сумма двух стоящих над ним элементов предыдущей строки.
1 |
|
Треугольник Паскаля |
Доска Гальтона |
Лекция 3. Хаос и удвоения периода.
Рассмотрим последовательность x0, x1, x2, …, получаемую по правилу: xn+1=A-xn2, где A – постоянное число (параметр). При A<0,75 она сходится к неподвижной точке; в интервале от 0,75 до 1,25 – к циклу периода 2; от 1,25 до 1,368 – к циклу периода 4, затем имеются уменьшающиеся интервалы, где возникают циклы периода 8, 16, 32,… При переходе через A=1,401155189… возникает сложная динамика: |
|
существует множество значений параметра, для которых реализуется хаос и множество, для которого имеет место периодическое поведение. Аналогичный сценарий перехода к хаосу наблюдается в системах разной физической природы (нелинейный маятник с затуханием под периодическим воздействием, конвекция в слое жидкости и др.) |
Лекция 4. Математический маятник.
Подвесьте грузик на нитку и качните его. Это маятник – один из самых простых и глубоких объектов исследования в физике, математике, теории колебаний. |
Лекция 5. История освоения космоса.
1957 г. – запуск в СССР первого спутника, 1959 г. – первая фотография обратной стороны Луны, 1961 г. – первый полет человека – Ю.А.Гагарина в космос. Первый полет на Луну – Н.Армстронг и Дж.Олдрин. Космические корабли СССР-России: Восток, Восход, Союз, Буран, и США: Меркурий, Джемини, Аполло, Спейс-Шаттл. Орбитальные станции “Салют”, “Скайлэб”, “Мир”, МКС. |
Лекция 6. Что такое турбулентность?
Медленное течение вязкой жидкости ламинарное, быстрое, бурлящее течение в ручье – турбулентное. Что известно о причинах возникновения турбулентности, какие подходы разработаны и применяются для ее исследования? |
Лекция 7. Многомерная геометрия
Развертка четырехмерного куба |
Каркас четырехмерного куба: “вид сверху” |
Лекция 8. Броуновское движение
Представим себе частицу, которая движется, скажем, на плоскости, совершая маленькие шаги один за другим в направлении, выбранном случайным образом. Это модель броуновского движения – движения частицы под действием хаотических толчков молекул окружающей среды. |
Лекция 9. Замечательные последовательности
Арифметическая прогрессия: 4, 7, 10, 13, 16, … Геометрическая прогрессия: 2, 6, 18, 54, 162, … Числа Фибоначчи: 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34,… |
“Треугольные числа” |
Лекция 10. Цепные дроби и календарь.
“Золотое среднее”
Год=365,242196 суток=
Лекция 11. Бинарные последовательности.
Периодическая последовательность: 011011011011011011…
Случайная последовательность: 01100010111010…
Непериодическая, но регулярная последовательность Морса-Туэ: последовательность сумм цифр последовательных двоичных чисел: четное 0, нечетное 1: 0110100110010110… Правило: начните с 0 и делайте раз за разом подстановку 0¬
01, 1¬ 10. Результатом будет МТ-последовательность!Последовательность кроликов (подстановка 0¬
1, 1¬ 10): 10110101…Лекция 12. Фракталы.
Фракталы – это образования в природе (береговые линии, горные массивы, вихри вихревая структура турбулентной жидкости) или геометрические объекты в математике, которые демонстрируют точное или приближенное подобие своих частей целому. |
||
Снежинка Коха |
Салфетка Серпиньского |
Множество Мандельброта |
Лекция 13. Теория катастроф
Пусть мы имеем возможность управлять состоянием какой-то системы, изменяя один, два или более параметров. Пример – изображенная на рисунке “качалка”, в которой управляющие параметры – координаты грузика, показанного красным кружком. |
|
При выходе из желтой области происходит “катастрофа” - скачкообразное изменение состояния. Теория катастроф – математическая дисциплина, которая коллекционирует, описывает, анализирует и классифицирует такого рода переходы. С математической точки зрения, это далеко идущее обобщение исследования на максимум и минимум для функций, зависящих от нескольких переменных и параметров. |
Лекция 14. Петр Капица
Выдающийся советский физик Петр Леонидович Капица (1894-1984). Лауреат Нобелевской премии за экспериментальные работы в области физики низких температур (1978). Создатель Института физпроблем. Один из главных организаторов МФТИ. Автор знаменитых "Задач Капицы". |
Лекция 15. Лев Ландау
Выдающийся советский физик Лев Давидович Ландау (1908-1968). Лауреат Нобелевской премии за работы в области квантовой теории конденсированных сред (1962). Автор многотомного Курса теоретической физики (с Е.М.Лифшицем). Создатель научной школы теоретической физики. "Теорминимум Ландау". |
Лекция 16. Ричард Фейнман
Выдающийся американский физик Ричард Фейнман (1928-1986). Лауреат Нобелевской премии за работы в области квантовой электродинамики (1965). Один из интереснейших персонажей в физике ХХ века. Автор популярнейшего курса “Фейнмановские лекции по физике”. Автор книги "Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман!" (Surely, You're Joking, Mr. Feynman!). |
Лекция 17. Связанные маятники.
Изготовьте два маятника, связанные пружиной и понаблюдайте за их колебаниями. Две колебательные моды: навстречу – период меньше, в одну сторону – период больше. Биения: толкните один маятник, когда второй в покое и посмотрите, что будет. Энергия периодически перекачивается от одного к другому и обратно! |
Лекция 18. Геометрическое представление движений: фазовое пространство
Рассмотрим систему, состояние которой задается N переменными, и представим изменение состояния во времени как движение изображающей точки по соответствующей траектории в N-мерном пространстве. Установившиеся режимы периодических колебаний изображаются замкнутыми орбитами – предельными циклами, квазипериодические колебания – торами, хаос – ? Странными аттракторами!
Предельный цикл Тор Странный аттрактор
Лекция 19. Теория вероятностей.
Задача. Сколько рыбы в пруду? В первый раз выловили 50 рыб, всех пометили и отпустили. Во второй раз выловили 50 рыб, и из них оказалось 10 меченых. Оцените количество рыб в пруду.
Возьмите произвольный русский текст и выберите наугад одну букву. Какова вероятность, что это будет заданная буква, скажем, А, Б, В?
Частотная таблица для русского текста
А - 62 |
Б - 14 |
В - 38 |
Г - 13 |
Д - 25 |
Е - 72 |
Ж - 7 |
З - 16 |
И - 62 |
К - 10 |
Л - 28 |
М - 26 |
Н - 53 |
О - 90 |
П - 23 |
Р - 40 |
С - 45 |
Т - 53 |
У - 21 |
Ф - 2 |
Х - 9 |
Ц - 4 |
Ч - 12 |
Ш - 6 |
Щ - 3 |
Ь,Ъ 14 |
Ы - 16 |
Э - 3 |
Ю - 6 |
Я - 18 |
пробел |
- 175 |
Как применить частотную таблицу для расшифровки шифра, где каждая буква закодирована одним определенным символом?
Азбуку Морзе придумывали для английского языка. Удачна ли она для русского?
(Напомним: Е это “.”, О это “– – –” …)
Лекция 20. Парадоксы теории вероятностей.
Ошибка д'Аламбера. Бросают две монеты. Какова вероятность, что орел выпадет хотя бы один раз? (“Решение”: варианты – орел-орел, орел-решка, решка-решка, поэтому вероятность 2/3. Где ошибка? Правильный ответ 3/4.)
Парадокс? В семье двое детей, один из них мальчик. Какова вероятность, что оба мальчики? (1/3). В семье двое детей, один из них мальчик, он один в соседней комнате. Какова вероятность, что оба мальчики? (1/2).
Профессор: Какова вероятность того, что, посмотрев в окно, вы увидите динозавра?
Студент: Одна вторая.
Профессор: ???!!!
Студент: Ну да, поскольку есть две возможности:
либо увижу, либо нет!