Как работают и думают физики

Курс, рассчитанный на 4 года, разработан А.П.Кузнецовым для Лицея прикладных наук. Его цель - познакомить школьников с методами работы ученых-физиков. Материалы курса изданы, текст можно получить, щелкнув по изображению обложки.

Часть I. Как работают и думают физики

  • Что такое физика?
  • Числа в физике.
  • Оценки физических величин. Примеры задач.
  • Характерный размер.
  • Масштаб.
  • Точность в физике.
  • Зависимости физических величин. Функции и графики в физике.
  • Асимптотическое поведение зависимостей.
  • Измерения и эксперимент в физике.
  • Размерности физических величин.
  • Подобие - один из способов узнать зависимость физических величин.
  • Кое-что о формулах.
  • Рисунок к задаче.
  • Физические термины.
  • Справочник - помощник физика.
  • Обсуждаем проблему.
  • Научные журналы и библиотека.
  • Сами формулируем задачу.

Часть II. О физической теории

  • Физическая модель.
  • Алгебра приближенных чисел.
  • Геометрия разных масштабов.
  • Два масштаба времени в одной задаче.
  • Уравнения в физике.
  • Качественная теория. Примеры задач.
  • Критическое состояние.
  • "Эталонные задачи".

Часть III. Как физики используют математику

  • Числовые последовательности.
  • Разностные уравнения (дискретные отображения).
  • Трансцендентые уравнения.
  • Производная в физике.
  • Касательная к графику функции.
  • Экстремумы в физических задачах. Примеры задач.
  • Применение производной при решении уравнений.
  • Качественные изменения и бифуркации.
  • Экспонента.
  • Интеграл.
  • Дифференциальные уравнения.
  • Комплексные числа. Примеры задач.
  • Линии уровня.

Задачи по теме "Оценки физических величин"

1. Оцените давление, оказываемое стоящим человеком на поверхность Земли.

2. Оцените выталкивающую силу, действующую на кирпич, находящийся в воде.

3. Какое расстояние пройдет человек, сделав миллион шагов?

4. Сколько весит вода в океане?

5. Как быстро пройдет мимо Вас современный поезд?

6. Оцените видимый горизонт для взрослого человека.

7. Сколько шариков от пинг-понга поместится в классной комнате?

8. Оцените размер астероидов, начиная с которого они имеют форму шара. Считайте, что прочность горных пород на Земле и астероиде одинакова. Как соотносится ваш результат с данными наблюдений с автоматических космических станций?

Задачи по теме "Качественная теория"

1. На доске массы M лежит небольшой брусок массы m . Коэффициент трения между между доской и бруском равен k1, а между доской и поверхностью - k2. К бруску приложена горизонтальная сила F. Укажите все возможные качественно разные ситуации поведения системы. Установите значения параметров, при которых реализуются эти ситуации. Изобразите на плоскости параметров k1, k2 области, соответствующие различным типам динамики системы.

2. На горизонтальной поверхности с коэффициентом трения k лежит тело массы m. К телу приложена сила F, направленная под углом к горизонту. Укажите все возможные качественно разные ситуации поведения системы. Изобразите соответствующие области на плоскости безразмерных параметров , mg/F. Как будет меняться характер движения тела, если к нему прикладывают фиксированную по величине силу, постепенно увеличивая угол, под которым она действует?

3. В теплоизолированный сосуд, содержащий массу M воды при температуре T, бросили кусок льда массы m при температуре -t. Какие качественно разные состояния системы возможны после установления теплового равновесия? Изобразите на плоскости m, M области, соответствующие каждому из этих состояний. Каким точкам на плоскости m, M соответствует нулевая конечная температура?

4. Тонкая однородная палочка длины l и плотности шарнирно укреплена за верхний конец так, что шарнир находится на расстоянии h от поверхности жидкости плотности . Какие качественно разные ситуации расположения палочки возможны? Изобразите на плоскости параметров h/l и области, соответствующие этим ситуациям. Рассмотрите два случая: точка прикрепления шарнира находится над поверхностью жидкости и точка прикрепления шарнира находится под поверхностью жидкости.

5. Шарик массы m прикреплен к невесомому резиновому жгуту жесткости k, длина которого в недеформированном состоянии равна l. Шарик на жгуте врашают так, что жгут образует угол с вертикалью. Выберите безразмерные параметры, характеризующие эту задачу и изобразите на плоскости этих параметров область, внутри которой возможно такое поведение системы. Что будет происходить с шариком вне этой области?

6. Известный опыт, демонстрирующий инертность тел, состоит в том, что массивный шар, висящий на нити, начинают тянуть за другую нить, прикрепленную к нижней точке шара. Пусть, начиная с некоторого момента времени,нижнюю нить тянут с постоянной силой f. В зависимости от величины силы рвется либо нижняя, либо верхняя нить, либо обе нити остаются целыми. Найдите на плоскости T, f области, внутри которых реализуются эти ситуации. Считайте, что разрыв нити наступает при натяжении T; вплоть до разрыва нить имеет постоянный коэффициент жесткости k. Масса груза M, нить невесома.

Задачи по теме "Экстремумы в физических задачах"

1. Маленький кубик без трения скользит по поверхности со скоростью v, приближаясь к изгибу, профиль которого дается функцией . Определите максимальную и минимальную скорости, которое кубик будет иметь в процессе движения. Ось x горизонтальна, ускорение свободного падения g.

2. На горизонтальной поверхности с коэффициентом трения лежит брусок массы m. К бруску приложена сила F, направленная под углом к горизонту. При каком минимальном значении величины силы можно сдвинуть брусок с места? Под каким углом к горизонту для этого следует приложить усилие? Коэффициент трения k.

3. По кольцу радиуса R равномерно распределен электрический заряд Q. Вдоль оси, проходящей через центр кольца перпендикулярно его плоскости может двигаться точечный заряд q. При каком положении заряда максимальна сила его взаимодействия с кольцом?

4. В толстостенный стакан массы M наливают жидкость с плотностью . Постройте качественно график зависимости высоты центра масс системы от высоты h налитой в стакан воды. При каком значении уровня воды центр масс системы занимает наинизшее положение? Внутренняя часть стакана имеет форму цилиндра с площадью сечения S и высоты H. В пустом стакане центр масс располагается на расстоянии l от дна.

5. Известно, что для некоторых модификаций и соединений углерода, валентные связи атомов углерода направлены к вершинам тетраэдра, причем угол между ними составляет 1090 28'. Покажите, что если в круге радиуса R вырезать сектор так, чтобы получить развертку конуса, объем которого максимален, то угол при вершине такого конуса равен 1090 28'.

Задачи по теме "Комплексные числа"

1. Вычислите (1+i)2001.

2. С помощью формулы Эйлера получите тригонометрические формулы для , , , .

3. С помощью формулы Эйлера вычислите сумму .

4. Материальная точка движется по окружности радиуса r с угловой скоростью . Введите комплексную координату точки z и получите закон ее изменения со временем. Рассмотрите частные случаи, когда начальная координаты точки (1,0), (0,-1), (2,2). Получите дифференциальное уравнение, которому удовлетворяет комплексная координата.

5. Чем отличаются законы движения и ?

6. Частица с зарядом e и массой m движется в плоскости xy. Магнитное поле B перпендикулярно этой плоскости. Найдите дифференциальное уравнение для комплексной координаты z.

Окно в науку.
Саратовская группа теоретической
нелинейной динамики