Задания ЗНШСм. также " Программа заочной нелинейной школы" 1. Оценки в физикеОдна из задач физики - определение численных значений физических величин. Однако, для этого иногда нужно построить слишком сложную теорию или выполнить громоздкие расчеты. Поэтому бывает очень полезно определить приближенное, примерное значение физической величины. Как говорят физики, нужно оценить физическую величину. Один из известных наших физиков академик А.Б. Мигдал писал: “Решение большинства задач теоретической физики начинается с применения качественных методов, которые составляют наиболее привлекательную и красивую особенность этой науки. Под качественными методами мы понимаем размерные оценки и оценки с помощью простых моделей” В жизни мы непрерывно сталкиваемся с оценками, которые делаем интуитивно. Например, вы оцениваете, сколько времени уйдет на выполнение домашнего задания. Стоя в очереди, нетрудно оценить, сколько времени уйдет на покупку товара. Для этого нужно "прикинуть", сколько человек стоит в очереди, и сколько времени уходит на отпуск товара одному покупателю. Поскольку вы делаете оценку, а не хотите знать результат точно, то ответы 1 час 15 минут и 1 час 33 минуты будут одинаково правильными. Действительно, ситуация, когда вам надо ждать 1 час с минутами совершенно иная, чем та, когда надо ждать 2-3 минуты. Таким образом, числа, которые отличаются в 2 - 3 раза - это числа одного порядка. Если же числа отличаются в 10 раз, говорят, что они отличаются на один порядок, если в 100 - на два порядка и т.д. Теперь понятно, почему в физике столь полезна запись в виде числа порядка единицы, умноженного на 10 в соответствующей степени. Ведь эта степень сразу дает порядок самого числа. Итак, для физика очень ценно представлять примерный порядок величины. Это дает важную информацию о том, что учитывать, а что не учитывать в теории. Например, нужно ли учитывать электромагнитные поля звезд при описании образования галактик? С помощью метода оценок можно быстро получать ответы на совершенно неожиданные вопросы. Например, каково давление в центре Земли? С какой высоты можно прыгать в воду, чтобы не разбиться? Какова толщина льда, при которой машина не провалится? (Такую оценку делали физики в Ленинграде во время войны.) Давайте решим две задачи на определение порядка величин. Сначала оценим период колебаний математического маятника (рис.). Пусть в начальный момент времени маятник находится в точке А, которой на рисунке соответствует максимальное удаление маятника от точки В - положения равновесия. Тогда период колебаний есть учетверенный промежуток времени, за который маятник пройдет дугу АВ. Для оценки заменим его истинное движение по дуге окружности движением по хорде. Тогда движение маятника - это просто скольжение по наклонной плоскости, угол которой с горизонтом составляет . Значит, ускорение будет равно . Длина наклонной плоскости , где l - длина нити. Теперь с помощью известного соотношения кинематики находим время движения по хорде , а значит период колебаний . Сравним наш результат с тем, что на самом деле известно о движении маятника. Период малых колебаний строго вычисляется и дается формулой . Итак, с помощью нашей оценки мы обнаружили, что период малых колебаний не зависит от их амплитуды, а это правильный результат. Далее, мы правильно определили зависимость периода от длины нити l и ускорения свободного паденияg. Наконец, мы получили оценку численного коэффициента в формуле для периода 8, которая отличается от точного значения на 27%. Однако, для оценки порядка величины это не плохой результат. А в чем мы ошиблись? Как мы уже сказали - в величине точного численного коэффициента. Кроме того, из нашего рассуждения следует, что период колебаний вообще не зависит от начального отклонения маятника (т.е. от его амплитуды), что на самом деле не так. Говорят, что большие колебания маятника неизохронны. Вы решили задачу и продолжаете читать дальше, но вас раздражает писк влетевшего в комнату комара. Оценим частоту звука, генерируемого летящим комаром. Предположим, что звук возникает от периодического взмахивания крылышек комара. Конечно, на самом деле физика полета комара сложнее. Но мы воспользуемся грубой моделью. Пусть сила тяжести, действующая на комара, компенсируется изменением импульса воздуха в единицу времени, которое создается взмахами крылышек, т.е. , - изменение импульса воздуха, - время движения крылышек, т - масса комара, g - ускорение свободного падения. Масса воздуха с плотностью , отбрасываемая вниз за время движения крылышек площадью S со скоростью v, может быть выражена формулой: . При этом массе сообщается импульс , что создает силу , действующую на крылышко вверх. В качестве характерного размера комара введем его длину l (1-4 мм) и будем считать, что размах его крыльев порядка длины. Тогда площадь пары крыльев S~l2. Так как поперечные размеры комара без крылышек существенно меньше его длины, оценим его объем как 1/10l3. Плотность голодного комара примем равной плотности воды r. Если частота взмаха крылышек f, то скорость крыла v~lf. Из условия равновесия комара F~mg, используя полученные оценочные соотношения, находим: , . А поскольку, F~mg, то получаем . Если подставит сюда численные значения всех величин, то найдем f~400 Гц. Получился вполне разумный порядок величины частоты. Из нашей формулы следует, что частота обратно пропорциональна корню квадартному из размера насекомого l. Это значит, что чем крупнее насекомое, тем ниже издаваемый им звук. Действительно, вас раздражает тонкий звенящий звук (писк) комара, но вы уважительно прислуживаетесь к жужжанию пчелы или гудению шмеля. Большим мастером оценок физических величин был выдающийся физик Энрико Ферми. На своих лекциях он проводил за считанные минуты оценку числа настройщиков роялей в Чикаго. (Как это сделать?) Давайте сделаем еще несколько занимательных оценок. Оценим число домашних кошек в Саратове. В Саратове порядка 106 человек. В каждой семье около 3-5 человек. Значит, в Саратове порядка 2·105семей. Зная сколько человек сидит в классе, можно быстро подсчитать долю семей, в которых есть кошки. Это число колеблется от 1/4 до 1/2. Таким образом, в Саратове около 5·104 -105 домашних кошек. Точно также можно оценить число домашних собак, телефонов и т.д. Оценки можно делать из разных соображений, здесь важен не столько путь решения, сколько результат. Например, число домашних телефонов можно оценить так. Практически каждый видел телефонные справочники, это две книги по 300-400 страниц. На каждой странице около сотни телефонов. Значит, число домашних телефонов, зарегистрированных на момент создания справочника, порядка 80 тысяч. В физике оценки позволяют очень быстро получать важные результаты. Например, во время испытания первой атомной бомбы Энрико Ферми почти мгновенно оценил мощность ядерного взрыва, измерив вызванное ударной волной смещение клочков бумаги, которые он сыпал на землю. Итак, нужно уметь оценивать физические величины. Это умение должно стать очень естественным для вас, настолько, чтобы вы могли в своей работе следовать правилу физика, специалиста по теории атомного ядра и гравитации Уилера, учителя другого выдающегося физика Ричарда Фейнмана: "Никогда не начинай вычислений, пока не знаешь ответа. Каждому вычислению предпосылай оценочный расчет: привлеки простые физические соображения (симметрию! инвариантность!) до того, как начинать подробный вывод; продумай возможные ответы на каждую загадку. Будь смелее: ведь никому нет дела до того, что именно ты предположил. Поэтому делай предположения быстро, интуитивно. Удачные предположения укрепляют эту интуицию. Ошибочные предположения дают полезную встряску". Если вернуться к началу нашего задания, то нетрудно увидеть, что мы все время пользовались правилом Уилера, которое хорошо коррелирует с высказываниями А.Б.Мигдала. Задачи
2. Размерности физических величинКроме численных значений, физические величины характеризуются своей размерностью. С понятием размерности мы знакомимся еще до того, как начинаем изучать физику. Например, мы хорошо знаем, что длина измеряется в метрах, масса в граммах и т.д. На первый взгляд кажется, что размерность играет вспомогательную роль. На самом деле это не так. Размерность - хороший помощник физика. Умение обращаться с размерностью помогает избежать ошибок в преобразованиях, а иногда дает возможность получить ответ к задаче, когда другие способы решения найти не удается. Давайте поговорим о размерности подробнее. Не указав размерности, нельзя сопоставить физической величине какое-либо число. Например, бессмысленно сказать, что длина предмета равна 10. Надо обязательно уточнить, чего 10? Метров, сантиметров, а может быть парсек? Вот эта дополняющая число информация и называется размерностью. Таким образом, размерность физической величины устанавливает, с каким эталоном надо соотнести число. Если длина стены равна 10 метров, это означает, что вдоль стены можно уложить 10 раз линейку метровой длины. Существуют основные размерности. Они соответствуют физическим величинам, которые людям проще измерять. Обычно это длина, масса, время. Им соответствуют размерности "метр", "килограмм", "секунда" или сокращенно "м", "кг", "с". Остальные физические величины имеют производную размерность, например, размерность скорости - "м/с", ускорения - "м/с2" и т.д. Вообще-то, можно придумать единицу скорости, и считать ее основной. Тогда производной станет единица длины. Принципиальных возражений против этого нет, но это очень неудобно. В физических соотношениях размерности правой и левой части всегда должны быть равны. Невозможна запись 3 бегемота - 2 бегемота = 1 крокодилу. Также не верна запись 100 бегемотов = 100 килобегемотов, хотя, казалось бы, цифры одинаковы. Это правило позволяет быстро находить ошибку, когда вы проводите большое количество промежуточных расчетов. Но простая проверка преобразований - это далеко не все выгоды размерности. Оказывается, анализ размерности физических величин позволяет получать новые формулы. Соответствующий прием называют методом размерностей. Давайте научимся пользоваться этим методом. Отыщем формулу для объема шара. Первый этап решения задачи с помощью метода размерности состоит в том, что определяются все величины, которые могут войти в искомую формулу. Ясно, что объем шара может зависеть только от его радиуса R. Выпишем размерности всех интересующих нас величин: [V] = м3, [R] = м. Единственный способ, с помощью которого из размерности "м" можно получить "м3", состоит в том, чтобы возвести радиус в куб. Поэтому искомая формула имеет вид: V=CR3. В полученное соотношение вошел некоторый неизвестный нам численный коэффициент, который мы обозначили через C. Это число нельзя определить с помощью метода размерностей. Константу C можно отыскать экспериментально, с помощью компьютерного моделирования или строго решив задачу. Решим с помощью метода размерностей еще одну, более сложную задачу. Чему равно время, за которое маятник совершает одно полное колебание? Строгое математическое решение этой задачи приводит к дифференциальному уравнению. Не будем, однако, пытаться написать уравнение движения, а попробуем ответить на вопрос: от каких физических величин зависит период колебаний T? Мы знаем, что период малых колебаний не зависит от начального угла отклонения маятника. Нить, на которой подвешен маятник, очень легкая, поэтому период колебаний не может зависеть от ее массы. Грузик имеет очень маленький размер, так что этот размер тоже не может быть существенным. Если пренебречь сопротивлением воздуха, то останутся всего три величины: длина нити l, ускорение свободного падения g, масса маятника m. Итак, ответ к нашей задаче должен выглядеть в виде формулы, в левой части которой должен стоять период колебаний T, а в правой - неизвестная нам пока комбинация из длины нити l, ускорения свободного падения g, массы маятника m. Выпишем размерности величин, входящих в искомую формулу: [T] = c; [l] = м, [g] = м/с2, [m] = кг. Размерности левой и правой части любого равенства должны быть равны. Как "приготовить" из м, м/с2, кг секунды? Способ один: . Следовательно, ответ к задаче имеет следующий вид: . Здесь C - какое-то неизвестное нам безразмерное число. Определим константу C экспериментально. Изготовим маятник длиной 1 м, и измерим период колебаний. Он окажется около 2 с. Значит число приближенно равно 6,3. (Точное значение .) Мы получили, что период колебаний зависит от длины маятника как . Поэтому, если увеличить длину маятника в 2 раза, то период колебаний возрастет в раз. Кроме того, мы установили, что период колебаний маятника не зависит от массы грузика. Это существенные результаты, которые могут быть проверены экспериментально. Давайте еще немного поразмышляем над задачей о маятнике. Что будет, если маятник совершает колебания с большим размахом? Тогда период колебаний должен зависеть от начального угла отклонения j. Это величина безразмерная. Но ведь размерности левой и правой частей уравнений все равно должны быть одинаковы. Это с неизбежностью приводит нас к выводу о том, что формула для периода колебаний выглядит так:
В этом соотношении - некоторая функция, которую установить из соображений размерности невозможно. Однако ее график можно построить экспериментально. Для этого надо установить зависимость для какой-то одной фиксированной длины l. Если затем построить график измеренной зависимости, отложив по горизонтальной оси угол , а по вертикальной - комбинацию , то это и будет график функции . Кстати, у нас обязательно при этом получится (почему?). Кроме того, при малых значениях функция будет почти не зависеть от (почему?). Можно проделать несколько серий измерений зависимости периода колебаний от начального угла отклонения при разных значениях длины нити l. Построим эти зависимости, отложив по вертикальной оси величину . Тогда все они должны представлять собой одну и ту же кривую! Ведь фактически, мы каждый раз строим график функция , а она одинакова во всех случаях. Когда возникает такая ситуация, у физиков принято рисовать одну серию результатов точечками, другую - крестиками, третью - квадратиками и т.д. Тогда результаты, относящиеся к разным значениям длины, оказываются выделенными. Получается следующая картинка. Взглянув на такой график, можно сразу сказать, хорошо ли работает наша формула. Критерием этого является, ложатся или нет точки, крестики, квадратики на одну кривую. Если да, то в этом случае говорят, что получилась универсальная функция. Она является универсальной в том смысле, что она пригодна одновременно для всех маятников, какова бы ни была длина их подвеса. Задачи
3. Задачи исследовательского характераНа уроках в школе Вы постоянно получаете новые знания. Практически так же протекают занятия и во всех высших учебных заведениях. Но совсем другая ситуация возникнет, если Вы станете заниматься наукой. Ведь в этом случае Вам необходимо самими получить новые знания, которые до Вашей работы были неизвестны. Это совсем другая ситуация, чем та, к которой приучает школа. Поясним эту мысль на простом примере. В школе знания даются поэтапно, в соответствии с учебной программой. При этом нельзя, например, пользоваться теми теоремами, которые еще "не прошли" на уроках. Или, например, комплексными числами, которые тоже пока не изучили. В науке же ситуация совершенно другая - можно (и нужно!) пользоваться любыми известными знаниями. Для этого можно обращаться к справочникам, литературе, консультациями других исследователей. На традиционных же уроках это все не разрешается. Второе, очень существенное отличие от школьного способа обучения состоит в том, что одна задача решается долго (неделю, месяц, год). Задачи же, которые Вы решаете в школе и на олимпиадах совершенно другие. Урок и олимпиада скоротечны, и на каждую задачу Вы тратите не так много времени - ведь необходимо решать их довольно большое число. В третьих, школьная задача, как правило, имеет единственное четкое решение, именно то, которое предполагал в учебных целях ее автор. Те же задачи, которые решает ученый-исследователь не обладают такой степенью определенности. Можно, однако, сформулировать задачи, содержащие традиционные для учебного курса физики ситуации, но требующие не "ученического", а научного подхода к их решению. Наиболее известна подборка таких задач, придуманных выдающимся ученым П.Л.Капицей для студентов и молодых людей, поступающих в аспирантуру. Мы хотим предложить несколько задач исследовательского характера, которые близки к научному исследованию. Из приведенных ниже задач лучше выбрать всего одну - ту, которая Вам понравится. Значение имеет не число решенных задач, а глубина проработки решения. Такие задачи, можно надеяться, помогут Вам лучше понять науку, как профессию, состоящую в получении новых результатов "своими руками". Особенность предложенных задач в том, что они не имеют строго определенных решений - каждая из них допускает множество подходов и дальнейшее развитие. "Арсенал" Вашего исследования не фиксирован. Используйте теоретические соображения, эксперименты, компьютерное моделирование, по своим наклонностям и возможностям - в тексте даются лишь отдельные советы. Обсуждайте Вашу задачу с другими учениками. Используйте литературу - для решения некоторых задач это полезно, а решение некоторых из них без этого и невозможно. Задачи: Интернет-лаборатория4. КолебанияОзнакомитесь с теоретическим материалом по колебаниям, помещенным на странице Открытого колледжа МФТИ по адресу http://www.college.ru/physics/Theory/op25part1/content/content.html Задачи
5. ВолныОзнакомитесь с теоретическим материалом по волнам, помещенным на странице Открытого колледжа МФТИ по адресу http://www.college.ru/physics/Theory/op25part1/content/content.html Задачи
Саратовская группа теоретической нелинейной динамики |